Несоблюдение формата детьми
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Несоблюдение формата — вина не только той стороны, что не заботится о своем формате поведения, но и той стороны, которая разрешает другой стороне недопустимое поведение. Если не следить за соблюдением формата, если по сути приучить к тому, что к вам можно относиться абы как, без уважения, то возникшую привычку переделывать уже труднее: люди начинают воспринимать ваше требование уважения к себе как выражение ваших больных амбиций, вашего плохого настроения или вообще придури.
Смотри фрагмент из фильма «Век помрачения». Папа везет дочерей в школу (для него это хлопоты, но он заботится о дочерях), дочери не считают нужным позаботиться о хорошем настроении папы, о чем-то с ним поговорить. Нет, каждая занята своим. Папа хочет включить себе музыку, дочь недовольно кривится и недовольным тоном требует эту совсем отстойную классическую музыку ей прекратить — требует, а не просит, потому что отворачивается сразу, зная, что папа ее не ослушается. Папа музыку выключил — спасибо не услышал, дочь уже улыбается кому-то другому в мобильник. Папа ищет общую тему «Что у вас сегодня в школе?» — ему в ответ молчание, на него ноль внимания, девочки задумчиво жуют. Папа обращается серьезно: «Девочки, нам надо поговорить!» — девочки не слышат и это. Его для девочек как бы нет. Тут папа реагирует резко, а именно резко тормозит, и выдергивает наушники из ушей дочери, требует: «Нам надо поговорить, ясно?», — и в ответ слышит дружное возмущение: «Успокойся, ты сделал мне больно, псих!»
Да, папа был излишне резок, к этому можно придраться. Но главные претензии к папе не в том, что он бывает резок, а в том, что он не приучил детей уважать взрослых.
Приучение детей к формату — часть более общей задачи создания и поддержания авторитета родителей.
Как и любая привычки, хорошие привычки у детей вырабатываются с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно срок 20 до 40 дней — срок достаточный. Однако нередки ситуации, когда родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы и сделать утром зарядку, дети это нехотя каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются — годами! В чем причина?
Причина именно в том, что дети каждый раз делают — нехотя.
Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) бурчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно... Какой же навык по факту они воспроизводят и укрепляют каждый день? Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, они ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать.
Какой вывод? Следить за форматом: как дети идут чистить зубы и как они делают зарядку. Как? Бодро и с удовольствием! Следить нужно именно за этим! Все может быть весело и эффективно. Захватывающую историю, как я приучал к разумному формату своего сына во втором классе, можете прочитать здесь.