Настоящие чувства
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Настоящие чувства — понятие очень смутное, сильно различающееся по своему содержанию в зависимости от того, кто и в каком контексте его употребляет. Что человек считает настоящими чувствами, во многом зависит от его личных ценностей и предпочтений (обсуждение см.→).
Для тех, кому важна надежность, настоящие чувства — это чувства и эмоции надежные, не обманывающие, которым можно верить, на которые можно положиться↑. Для тех, кому важна эстетика, настоящие чувства не могут быть уродливыми, для этиков — настоящие чувства не могут быть безнравственными, для экологов — настоящие чувства не могут быть искусственно созданными↑. Для тех же, кто любит переживать, самые настоящие чувства те, которые дадут им максимальную полноту переживаний.
Яркость переживаний мы быстрее получим от природных и импульсивных эмоций и чувств, надежность и изящество — от чувств культурных и ответственных. Однако всегда ли нужны полноценные и глубокие эмоции? Если это полноценный ужас и глубокая депрессия, то большинство людей предпочтет им более легкие и поверхностные формы.
Бывает, что в повседневной жизни настоящими чувствами называют те, которые понятны и естественны в сложившейся ситуации. Чувство грусти и утраты понятно, естественно и вполне может быть названо настоящим, в то время как бодрые улыбки и веселье в той же ситуации доверия не вызывают и представляются не настоящими. По жизни это обычно так и есть, однако из этого правила могут быть и исключения↑. Иногда настоящими чувствами считают чувства натуральные, природные, заданные генетически — в отличие от привитых культурой и в этом смысле искусственных↑. Возможно, для в контексте исследовательской работы такое противопоставление возможно, но переносить его в жизнь нельзя.
Прямое сексуальное и не сдерживаемое влечение Александра Пушкина к Анне Керн — самое природное и в этом смысле настоящее чувство, а его «Я вас любил» — очевидно чувство культурное, то есть не природное, а сделанное и искусственное. Значит ли, что это чувство не настоящее?
Если проанализировать жизненные запросы, то чаще о настоящих чувствах говорят женщины, и по контексту высказываний обычно можно понять, что для большинства женщин настоящие чувства — это чувства надежные, не обманывающие, чувства стабильные, которым можно верить.
Как правило, такие надежные чувства более характерны для людей зрелых, ответственных, у которых чувства пропитаны разумом и находятся под его контролем. Другой вариант надежных чувств — это чувства, возникающие в связи с возникновением привычек к партнеру и с развитием привязанности.
Тем не менее, сами по себе чувства никогда не могут быть гарантом какой-либо надежности, гарантом надежности может быть только надежный человек↑.
В практике психотерапии понятие «настоящие чувства» используется для решения других задач. Если клиенты склонны непродуктивно фантазировать и сочинять свои чувства (обычно негативного плана) там, где на самом деле их нет, терапевт может считать настоящими только базовые эмоции — радость, боль, страх, гнев, все остальные чувства внимательно ставя под сомнение. Дополнительно к этому, в психотерапевтической практике настоящим чувством принято считать чувство конгруэнтное, полносоставное, глубокое, захватывающее все тело (За пределами психотерапии такой взгляд перестает быть продуктивным. Чувство, вложенное А.С. Пушкиным в стихотворение «Я вас любил...» — очевидно составное, сплав благодарности и светлой печали, тем более что сами эти элементы имеют искусственную, культурную природу, однако представляется, что именно высшие чувства создают настоящую базу человечности).
Если это страх, то страх везде, и в теле, и в мимике, и во внутренней картинке с текстом. Настоящая обида — опущенные плечи, подрагивающие губы, внутренний вопрос: «Ну за что так со мной?» и образ себя маленького, беззащитного. Когда на разных уровнях разные чувства — это чувства ненастоящие. Причём чем меньше уровней занимает чувство, тем менее оно настоящее. Когда во внутреннем тексте, в теле и картинке обида, а мимикой мы пытаемся показать радость — эта радость не настоящая, и мы сами обычно это чувствуем.
При таком понимании настоящее чувство — не всегда то, к чему мы хотим придти, но по крайней мере является какой-то опорой, является тем, что дает возможность двигаться вперед.