Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В этой модели воспитания ребенок окружен большим количеством как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда и как будешь за это наказан — неизвестно.
Мама кричит: «Здесь нельзя бегать, не бегай!», но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.
Сказано «ляжешь сегодня раньше всех», а потом не укладывают; «быстро иди сюда, а то накажу» — во-первых, ребенок не идет, во-вторых, его не наказывают; «мой руки» — он не помыл, все равно сел за стол, ему все разрешили.
Это какой-то удивительный мир, где тебе все запрещают, но если напрячься и не послушаться, то на самом деле все можно. Когда-то накажут, но когда — неизвестно. Полный «советский союз»: все запрещают, на самом деле все можно, и выборочно кого-то расстреливают, но никогда не догадаешься, когда это будет и за что. За все можно расстрелять, но по какому принципу это происходит — непонятно. В такой обстановке ребенок живет как будто в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие вещи и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают — но если протянуть руку или пройти сквозь них — их нет.
Однако в этом туманном пространстве нередко вдруг происходят взрывы: когда у родителей не выдерживают нервы, они неожиданно вспыхивают, начинают кричать, орать, могут шлепнуть, дернуть, правда что-то запретить — но потом взрыв стихает, и далее туман до следующей непредсказуемой вспышки и очередного взрыва.
Каков результат нахождения ребенка в таком странном и туманном мире? У всех детей вырабатывается неуважение к запретам и полная дезориентация, что можно и что нельзя. Действительно, детям сказали «нельзя», а никто на это внимание не обращает и все все делают, а ты, если послушался этого «нельзя», как дурак последний ходишь с чистыми ушами, а все остальные нормальные.
Что касается становления характера, то здесь многое зависит от личности ребенка. Активные и сообразительные дети в такой ситуации учатся хитрить и изворачиваться, учатся врать и не слушаться взрослых. У менее сообразительных детей от этой педагогической шизофрении возникает низкая самооценка, апатия и растерянность, дети становятся нервными — и от неожиданных родительских взрывов, и от ситуации полной неопределенности, когда ни на что нельзя положиться.
Нужны рекомендации? Выберите себе более подходящую модель воспитания и приучите себя ее реализовывать. Варианты на выбор: «Чисто поле, лес густой: естественное воспитание», «Просторный дом: мир разумных ограничений», «Просторный дом с линией развития», «Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание».
Комментарии (4):
Я даже не знаю людей, которых воспитывали бы иначе.