Когда детям болеть не выгодно
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В отличие от пожилых людей, которым, чтобы не болеть, нужно прилагать большие усилия, нормальному ребенку заболеть не просто, ему для этого нужно прилагать специальные усилия. Впрочем, дети достаточно изобретательны, и при желании большинство детей легко заболевают тогда, когда им это выгодно. Все хорошо знают, что бывает со здоровьем школьника в период контрольных.
Истории из жизни: Я знала, что у меня слабое горло, и когда у меня впереди была контрольная в школе, за три дня до нее я делала ледяной холодную воду и пила ее до тех пор, пока у меня там все не сведет. Через три дня, уверенно и стабильно у меня появлялась запланированная ангина — ровно к дню контрольной.
Ребенку не всегда нужно именно заболеть, иногда родителям достаточно сказать: «Я заболела!», и если мама тревожная, то скорее всего она на всякий случай поверит. Умные родители на такое дешевое разводилово не ведутся.
Истории из жизни: Я в детстве была очень большая симулянтка, умудрялась сделать так, что месяцами не ходила в школу, в больницу попадала, т.е. опыт богатый. А вот моей дочери в первом классе еще не хватает ума хорошо сыграть. Подходит ко мне, говорит жалобно «мам, у меня так болит голова», я ее весело и жалобно передразниваю «бедная девочка!» Ей уже смешно, она пытается возражать: «Ну зачем ты так?», я ее спрашиваю: «А как?». Она забывает начало и говорит: «Мама, но у меня же правда болит живот!» — «Так, что у тебя болит — голова или живот? Оля, ты в школу не хочешь? Если не хочешь — завтра не пойдешь». Мы с ней договорились, что пару раз в году она имеет право просто не ходить в школу.
Больными своих детей часто делают любящие родители, а именно — тревожные родители. Чаще это тревожные мамы и бабушки. Им кажется, что сегодня ребенок какой-то вялый, они часто спрашивают: «Как ты себя чувствуешь?» «Ты не заболел?» «Покажи горло? Какое-то оно у тебя красное...» — и если ребенок не хочет сегодня идти в школу, ему для этого достаточно просто не сопротивляться желанию родителей его оставить дома.
Дети не всегда хотят именно заболеть, иногда им вполне достаточно не заботиться о том, чтобы выздороветь или оставаться здоровыми. Например, вроде бы больной ребенок может сидеть в одних трусах и читать книгу, не обращая внимания на приоткрытую форточку и то, что он уже замерз и посинел: «Ну, я просто зачитался!» Зачем заботиться о здоровье, когда болеть так прикольно?
Дети начинают часто болеть тогда, когда болеть им выгоднее, чем быть здоровыми. Представьте, обычная жизнь ребенка — заботы и хлопоты, уроки делай, туда не ходи, помогай и куча запретов — картинка не радостная. Но вдруг, когда ребенок заболел, его жизнь становится другой: ему никуда не нужно вставать, он лежит себе в постельке, в школу не идет, книжки читает, ему все приносят, и уроки делать не нужно... Что в такой ситуации сделает мало-мальски разумный ребенок? Большинство детей начинают к болезням относиться к приятной части жизни, болезнь становится привлекательной. Повышается вероятность, что ребенок станет когда-то придумывать себе болезни, а когда-то болеть всерьез и чаще.
Если вы заботитесь о здоровье своих детей, вы позаботитесь о том, чтобы им было выгодно быть здоровыми. А болеть — менее выгодно. Это не сложно, такую систему могут создать родители практически в каждой семье. Представьте картинку следующую: когда дети здоровы — они живут весело, свободно и у них много чего интересного. Они бегают, гуляют, у них смена впечатлений и развлечения. Это правильно: здоровая жизнь должна быть насыщенной радостью.
Но если ребенок заболевает, его жизнь должна измениться — в какую сторону?
Если сын (предположим) утром не встает, лежит в постели и говорит, что он заболел, поцелуйте родного и любимого, спокойно расспросите о симптомах, измерьте температуру, после чего посмотрите внимательно в его глаза и спросите так: «Да, на болезнь похоже... Подумай, пожалуйста, тебе правда стоит поболеть?» Если смотреть в глаза ребенку, можно заметить, какие внимательные становятся его глаза. Ребенок быстро думает... Взвешивает... О чем думает ребенок, какие обстоятельства он взвешивает? Иногда ребенку стоит напомнить, что это такое: «болеть».
Болеть — это очень серьезно, болеть — это вам не просто валяться в кроватке как хочется. Ослабший организм нуждается в другом режиме жизни, теперь нужно только лежать и никаких гулянок по квартире. Если встаешь — нужно одеться. Поэтому встаешь, оделся, сходил до туалета, вернулся, разделся, ложишься в постель. Книжки не надо. Телевизор, компьютеры — избави боже, для ослабленной психики ребенка это противопоказано. Поэтому только лежишь и каждые полчаса ходишь полоскать горло, это обязательно, поскольку очень помогает от всяких простудных и других заболеваний. Если немного оклемаешься, сил наберешься, то оделся, сел за стол, сделал уроки (все-таки школу прогуливаешь!) — и возвращаешься в постель.
Итак, возвращаемся: «Ну что, хочешь поболеть?» Ответ может быть любой, потому что дети иногда действительно могут заболеть честно. Как скажет — так и верим, потому что в семье уже созданы правильные условия.
Внимание: у нас нет задачи испортить жизнь ребенку. Задача в другом: не подталкивать детей к тому, чтобы им было выгодно болеть. Задача создать такие условия, чтобы вашему ребенку быть здоровым было интереснее и выгоднее. А когда дети здоровы, то и родители рады.