Как через инициативу воспитывать разумное послушание
Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр
Преподаватели детского лагеря «Эскалибур-Кэмп»
Мы – родители!
Поздравляем!
Друзья, здравствуйте!
В этой статье мы подводим итоги исследования, проведенного нами, преподавателями детских лагерей «Эскалибур-Кэмп». Вот уже несколько лет мы ведем смены в наших детских лагерях. Один из ключевых вопросов, который важен при общении и работе с детьми – как заинтересовать их делать какое-то дело? Как родителям и воспитателям создать у ребенка интерес, вовлеченность? Вот к чему мы, преподаватели, пришли на основании полученного за почти десяток смен опыта.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
При беседах с родителями перед отправкой детей в лагерь приходилось выслушивать подобного рода пожелания очень часто: «Вы, главное, смотрите, чтобы он там у вас в лагере не баловался. И еще сделайте так, чтобы он не сидел в углу, а был лидером и заводилой среди сверстников».
Хм. На первый взгляд это действительно две разные стороны воспитания любого ребенка. Мало того, что разные – они часто противопоставляются друг другу. Или заводила в классе, группе, или послушный тихоня.
От нас, взрослых людей и серьезных родителей, все время требуют послушания. Мы должны соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в метрополитене, стандарты продаж компании. В гипермаркете, выкладывая на ленту у кассы покупки перед оплатой, мы должны отделить свои покупки от прочих металлическим брусочком с надписью «следующий покупатель». Мы знаем, что так временами легче. Легче жить, если я еду по правой стороне дороги, легче, если я сохраняю в кармане билет на пригородную электричку до конца поездки. Ну да, те, кто платно ездят в электричках, меня поймут.
А если послушания требуют от нас, то мы тоже требуем его. У наших детей. «Слушай, что тебе говорю!» - наверное, самая популярная фраза всех времен и народов.
Обратите внимание, друзья, какой странный парадокс. Нам говорят, ты соблюдай, следи, слушайся. Мы это сообщаем нашим детям.
Вместе с тем мы слышим: бери от жизни все, будь победителем, побеждай всех. Детям мы говорим то же самое – дорогая, ты слушайся, и ты должна быть самая лучшая, придумай что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. Сынок, ты должен быть послушным, дисциплинированным, самым сильным, ловким, выделяться среди других, защищать девочек и не бегать на уроках физкультуры.
Когда мы начинали наши детские лагеря, мы задавались следующим вопросом – ребята должны идти в игровые бои, придумывать идеи для своих фильмов, собирать команду для ориентирования. Для этих дел нужна активность и настойчивость.
А вот построиться в строй, держать лук именно так, как надо, при выделывании кожаной сумки держать ножницы горизонтально – для этого нужно послушание и дисциплина. И мы провели вот какое исследование. Спросили ребят, что, по их же экспертному мнению, для них важнее. Ответы нас удивили: вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться. Поэтому, когда мы начинали, на пример, занятие по изготовлению глиняных фигурок, прежде чем строгим голосом объяснить, что и как мы будем делать, мы несколько минут опрашивали ребят. Кто где хочет сидеть? Какой цвет глины больше нравится? Кто будет старшим в группе? Кто будет резать, а кто сначала хочет лепить?
И странно. Точнее, ничего странного, дети хотели делать то, что сами же придумали. Особенно, когда мы их идеи дорабатывали по принципу: раз Петя хочет резать глину, то он будет лепить, и смотреть, как режут другие. Все же наши попытки сразу и всенепременно настоять на своих решениях очень часто проваливались, детей же больше))
Бесполезно говорить – будь послушным и будь бойцом. Лучше сказать – будь бойцом и слушай, что говорят. Сначала вовлечь, а потом форматировать, не наоборот!
Получается, что наша цель, задача как родителей на будущее – сделать так, чтобы наши дети стали и активными и послушными. И первый, пожалуй, самый главный шаг для этого важного дела – не торопиться форматировать ребенка, отбивать у него желание активничать, делать что-либо. Не спешите, он никуда от вас не убежит. Дайте ему возможность сделать что-либо, пусть неправильно, главное потом подробно объяснить ему, какие в этой игре правила. Какие действия ведут к победе, как их соблюдение позволит добиться результата, и как слушаться этих правил.
Попробуйте делать так совсем недолго, неделю-другую и вы заметите, что дети смотрят на вас совсем другими глазами. И становятся и активными и послушными. В наших лагерях «Эскалибур-Кэмп» так получается.