Интерпретация жестов и походки

13 марта 2015 г. в 13:46

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Трудно ли вам догадаться о настроении этой девочки? По каким ее жестам вы это почувствовали?

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их интерпретировать, необходимо понять, для каких целей служит то или иное движение. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Во-первых, они заменяют слова знаками. Наверное, вы поймете собеседника, если он захочет вам сказать «O'кей» без слов, показав вам соединенные большой и указательные пальцы. 

Во-вторых, они управляют вниманием собеседника и уточняют сказанное. Если вам нужно показать, где магазин, о котором спрашивает вас прохожий, вы вместо долгих объяснений покажете рукой направление, куда ему нужно идти.

В-третьих, они иллюстрируют и усиливают сказанное. Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками, а поверите ли вы размаху его рук — это уже ваше дело. 

Они могут говорить без слов, и им будет все понятно. У них есть — жесты!

Подробный каталог наиболее выразительных жестов вы можете посмотреть здесь...

Ну, и в-четвертых, жесты адаптируют тело человека к процессу общения или просто выражают состояние человека. Скрещенные руки создают человеку состояние защищенности, а опущенные плечи сигнализируют о том, что человек устал или потерял веру в себя... Именно эти жесты наиболее интересны для интерпретации, и именно их интерпретировать труднее всего, поскольку многие из них индивидуальны и часто бывают неосознанны. 

Тем не менее, некоторые подсказки дать вполне возможно. Дело в том, что тело человека движется не хаотично.

Оно подчинено импульсам, направляющим движение из определенной точки. Точки — импульсы принято классифицировать на женские и мужские. Эта классификация строится на определении жестов, более характерных для женщин или мужчин.

В теле человека можно наблюдать следующие точки — импульсы движения:

Пальцы рук и ног

Данная точка отвечает за ощущение легкости. Игра пальцами рук в процессе общения передает непринужденность беседы. А походка «на носочках» традиционно ассоциируется с ощущением невесомости. Своими пальчиками чаще играют женщины, и именно поэтому акцент на этой «точке» — женский акцент. 

Фильм «Блеф»

Запястья и лодыжки

Данные точки передают ощущение плавности и гибкости, и это тоже женские точки.

Фильм «Дьявол носит Prada»

Не случайно круговые движения запястьем характерны для многих восточных танцев. Включение запястий в процессе беседы придает речи мягкость и создает ощущение спокойствия и умиротворения. Походка с движением лодыжек («походка в воде») также создает ощущение плавности. 

Локти и колени

Функция этих точек — кураж и энергия, и это чаще мужские точки.

Фильм «Ликвидация»

Походка «от колена» показывает нетерпение, заинтересованность. Выбрасывая ногу от колена вперед, человек сам увеличивает свою энергию. При остановке данный жест может преобразовываться в характерное постукивание пяткой. Локти, широко отставленные от туловища, также передают ощущение мощного напора и энергии. Не случайно можно наблюдать, как энергичные люди разговаривают по сотовому телефону, широко отставив локоть руки, которая держит телефон.

Плечи

Плечи — это точка ответственности, это мужская точка. Для людей, находящихся в состоянии жертвы, часто свойственны опущенные плечи. Тем самым человек снимает с себя ответственность за происходящие с ними события и неосознанно транслируют это окружающим.

Фильм «Блеф»

Характерным жестом является пожимание плечами: «Я не знаю». С другой стороны, встречаются люди с ярко выраженной фиксацией плеч. Если плечи закрепощены в верхнем состоянии, то это может говорить об излишней ответственности, переходящей в напряжение. Еще один пример танцевального движения — «Цыганочка». Плечи в танце двигаются очень интенсивно, передавая кочевой и свободный от обязательств образ жизни цыган.

Голова 

Данная точка отвечает за выражение умственных способностей и логики. Поскольку именно мужчины настаивают на логике и голову предпочитают чувствам, чаще это — мужская точка. Включение данной точки-импульса можно наблюдать в походке учеников — отличников. Голова, чуть наклоненная вниз, идет вперед, а за ней следует всё тело. Чаще всего, это говорит о том, что человек в первую очередь делает ставку на свои умственные способности и привык принимать решения, руководствуясь логикой.

Верхняя часть груди

Если вы хотите передать свое искреннее отношение, сказать что-то совсем от души, вы ладонью коснетесь именно этой точки. Любопытно, если человек вообще не привык быть откровенным и искренним, но хочет воспитать в себе эти черты, то если он начнет в разговоре специально касаться этой точки, это будет подталкивать его к искренности и откровенности. Не только мы управляем своим телом, наше тело так же управляет и нами!

Солнечное сплетение, средняя часть груди

Точка передает ощущение открытости и щедрости. Иллюстрацией к данной точке можно привести выражение из русского языка «душа на распашку», которое ассоциируется с человеком, распахнутым для внешнего мира, ничего не таящим.

Спина, точка между лопатками

Точка смелости, точка «сметь», это — мужская точка. Смелый человек движется грудью вперед под воздействием данного импульса. Так же в природе можно наблюдать ситуации, когда нападающее животное выпячивает грудь вперед, чтобы показать свое бесстрашие. У несмелых людей эта точка проседает, уходит назад. В результате осанка получается сутулая. Иногда можно наблюдать, как точка «сметь» перемещается вниз, в район поясницы. Данное положение тела свойственно людям, которые, по их мнению, уже всего достигли. Точка «сметь» остается без тонуса, проседает, и на первый план выходит не грудь, а живот. Так, животом вперед, ходят многие руководители в возрасте.

Попа

Данная точка отвечает за выражение сексуальной привлекательности, кокетства. Это — женская точка. Движение тазом очень распространено в различных культурах, характерно для многих женских танцев.

Тазобедренные косточки

Точка отличается от предыдущей направление импульса. Если движение попой преимущественно направлено назад и в бок, то движение тазобедренными косточками направлено вперед. Передает ощущение агрессии, охоты, сексуального доминирования. Это — мужская точка.

Как это использовать?

В зависимости от преобладающих точек — импульсов формируются жесты и походка. При этом ведущая точка может быть одна или их может быть несколько. Для того, чтобы осознанно формировать определенную походку, надо включить в движение точки — импульсы, отвечающие за желаемую эмоцию или состояние.

Варианты мужской походки:

  • голова (ум),
  • плечи (ответственность),
  • точка между лопатками (сметь),
  • энергия (колени),
  • тазобедренные косточки (доминирование).

Варианты женской походки:

  • точка полета (открытость, щедрость),
  • попа (кокетство, сексуальность),
  • пальцы (легкость).
  • запястья (плавность).

 

Кроме движения от точек — импульсов при интерпретации жестов выделяют общие тенденции направления движений:

  • Вперед — сближение, отдача,
  • Назад — отдаление,
  • Влево — чаще эмоции,
  • Вправо — чаще логика,
  • Вверх — повышение тонуса,
  • Вниз — понижение тонуса,
  • Сужение — восприятие не нравится, некомфортно,
  • Расширение — приятное восприятие.

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Ваш прекрасный имидж»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Ваш прекрасный имидж»

  • Жесты
  • Язык тела
  • Автор Н.И. Козлов
  • Походка
  • Тело
  • Общение и влияние
  • Курс «Ваш прекрасный имидж»

Комментарии (5):

Екатерина, 13 марта 2015 г. в 21:04
Источники?
1 ответ
Н.И. Козлов, 13 марта 2015 г. в 21:54
Это разработки преподавателей Университета практической психологии, в первую очередь Ирины Мирошниченко, Дениса Швецова и мои.
Татьяна, 24 марта 2015 г. в 18:20
Да, интересно.
Гость, 25 мая 2017 г. в 11:03

Скажите, что же все таки является источником отрицательных эмоций? таких как переживание и тд. С одной стороны жесты формируют состояние, а с другой стороны они состояние выражают.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 25 мая 2017 г. в 13:21

Источники отрицательных эмоций - разные. Когда-то впечатления, когда-то мысли, при этом непосредственный пусковой механизм любой эмоции - кинестетика: мимика, жесты, дыхание. А дальше - они же выражают, они же - поддерживают.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Жесты. Как развивать живую и яркую жестикуляцию
Жест — телодвижение, особенно движение рукою, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее.