Интерпретация жестов и походки
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их интерпретировать, необходимо понять, для каких целей служит то или иное движение. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.
Во-первых, они заменяют слова знаками. Наверное, вы поймете собеседника, если он захочет вам сказать «O'кей» без слов, показав вам соединенные большой и указательные пальцы.
Во-вторых, они управляют вниманием собеседника и уточняют сказанное. Если вам нужно показать, где магазин, о котором спрашивает вас прохожий, вы вместо долгих объяснений покажете рукой направление, куда ему нужно идти.
В-третьих, они иллюстрируют и усиливают сказанное. Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками, а поверите ли вы размаху его рук — это уже ваше дело.
Подробный каталог наиболее выразительных жестов вы можете посмотреть здесь...
Ну, и в-четвертых, жесты адаптируют тело человека к процессу общения или просто выражают состояние человека. Скрещенные руки создают человеку состояние защищенности, а опущенные плечи сигнализируют о том, что человек устал или потерял веру в себя... Именно эти жесты наиболее интересны для интерпретации, и именно их интерпретировать труднее всего, поскольку многие из них индивидуальны и часто бывают неосознанны.
Тем не менее, некоторые подсказки дать вполне возможно. Дело в том, что тело человека движется не хаотично.
Оно подчинено импульсам, направляющим движение из определенной точки. Точки — импульсы принято классифицировать на женские и мужские. Эта классификация строится на определении жестов, более характерных для женщин или мужчин.
В теле человека можно наблюдать следующие точки — импульсы движения:
Пальцы рук и ног
Данная точка отвечает за ощущение легкости. Игра пальцами рук в процессе общения передает непринужденность беседы. А походка «на носочках» традиционно ассоциируется с ощущением невесомости. Своими пальчиками чаще играют женщины, и именно поэтому акцент на этой «точке» — женский акцент.
Запястья и лодыжки
Данные точки передают ощущение плавности и гибкости, и это тоже женские точки.
Не случайно круговые движения запястьем характерны для многих восточных танцев. Включение запястий в процессе беседы придает речи мягкость и создает ощущение спокойствия и умиротворения. Походка с движением лодыжек («походка в воде») также создает ощущение плавности.
Локти и колени
Функция этих точек — кураж и энергия, и это чаще мужские точки.
Походка «от колена» показывает нетерпение, заинтересованность. Выбрасывая ногу от колена вперед, человек сам увеличивает свою энергию. При остановке данный жест может преобразовываться в характерное постукивание пяткой. Локти, широко отставленные от туловища, также передают ощущение мощного напора и энергии. Не случайно можно наблюдать, как энергичные люди разговаривают по сотовому телефону, широко отставив локоть руки, которая держит телефон.
Плечи
Плечи — это точка ответственности, это мужская точка. Для людей, находящихся в состоянии жертвы, часто свойственны опущенные плечи. Тем самым человек снимает с себя ответственность за происходящие с ними события и неосознанно транслируют это окружающим.
Характерным жестом является пожимание плечами: «Я не знаю». С другой стороны, встречаются люди с ярко выраженной фиксацией плеч. Если плечи закрепощены в верхнем состоянии, то это может говорить об излишней ответственности, переходящей в напряжение. Еще один пример танцевального движения — «Цыганочка». Плечи в танце двигаются очень интенсивно, передавая кочевой и свободный от обязательств образ жизни цыган.
Голова
Данная точка отвечает за выражение умственных способностей и логики. Поскольку именно мужчины настаивают на логике и голову предпочитают чувствам, чаще это — мужская точка. Включение данной точки-импульса можно наблюдать в походке учеников — отличников. Голова, чуть наклоненная вниз, идет вперед, а за ней следует всё тело. Чаще всего, это говорит о том, что человек в первую очередь делает ставку на свои умственные способности и привык принимать решения, руководствуясь логикой.
Верхняя часть груди
Если вы хотите передать свое искреннее отношение, сказать что-то совсем от души, вы ладонью коснетесь именно этой точки. Любопытно, если человек вообще не привык быть откровенным и искренним, но хочет воспитать в себе эти черты, то если он начнет в разговоре специально касаться этой точки, это будет подталкивать его к искренности и откровенности. Не только мы управляем своим телом, наше тело так же управляет и нами!
Солнечное сплетение, средняя часть груди
Точка передает ощущение открытости и щедрости. Иллюстрацией к данной точке можно привести выражение из русского языка «душа на распашку», которое ассоциируется с человеком, распахнутым для внешнего мира, ничего не таящим.
Спина, точка между лопатками
Точка смелости, точка «сметь», это — мужская точка. Смелый человек движется грудью вперед под воздействием данного импульса. Так же в природе можно наблюдать ситуации, когда нападающее животное выпячивает грудь вперед, чтобы показать свое бесстрашие. У несмелых людей эта точка проседает, уходит назад. В результате осанка получается сутулая. Иногда можно наблюдать, как точка «сметь» перемещается вниз, в район поясницы. Данное положение тела свойственно людям, которые, по их мнению, уже всего достигли. Точка «сметь» остается без тонуса, проседает, и на первый план выходит не грудь, а живот. Так, животом вперед, ходят многие руководители в возрасте.
Попа
Данная точка отвечает за выражение сексуальной привлекательности, кокетства. Это — женская точка. Движение тазом очень распространено в различных культурах, характерно для многих женских танцев.
Тазобедренные косточки
Точка отличается от предыдущей направление импульса. Если движение попой преимущественно направлено назад и в бок, то движение тазобедренными косточками направлено вперед. Передает ощущение агрессии, охоты, сексуального доминирования. Это — мужская точка.
Как это использовать?
В зависимости от преобладающих точек — импульсов формируются жесты и походка. При этом ведущая точка может быть одна или их может быть несколько. Для того, чтобы осознанно формировать определенную походку, надо включить в движение точки — импульсы, отвечающие за желаемую эмоцию или состояние.
Варианты мужской походки:
- голова (ум),
- плечи (ответственность),
- точка между лопатками (сметь),
- энергия (колени),
- тазобедренные косточки (доминирование).
Варианты женской походки:
- точка полета (открытость, щедрость),
- попа (кокетство, сексуальность),
- пальцы (легкость).
- запястья (плавность).
Кроме движения от точек — импульсов при интерпретации жестов выделяют общие тенденции направления движений:
- Вперед — сближение, отдача,
- Назад — отдаление,
- Влево — чаще эмоции,
- Вправо — чаще логика,
- Вверх — повышение тонуса,
- Вниз — понижение тонуса,
- Сужение — восприятие не нравится, некомфортно,
- Расширение — приятное восприятие.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Ваш прекрасный имидж»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>
Комментарии (5):
Скажите, что же все таки является источником отрицательных эмоций? таких как переживание и тд. С одной стороны жесты формируют состояние, а с другой стороны они состояние выражают.
Источники отрицательных эмоций - разные. Когда-то впечатления, когда-то мысли, при этом непосредственный пусковой механизм любой эмоции - кинестетика: мимика, жесты, дыхание. А дальше - они же выражают, они же - поддерживают.