Гуманистическое воспитание
(Д. Рамсфилд, министр обороны США)
Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха современного гуманизма, гуманизма очень своеобразного. С движением гуманизма, возникшего в эпоху Возрождения, современный гуманизм имеет мало общего.
Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром. Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак. Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.
В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний. В 1946 г. был создан детский фонд ООН - организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире. В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.
Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом. В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право, а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.
Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955). Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях! С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.
Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка. Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.
Издержки гуманистического воспитания
Вариант лозунга современных гуманистов
Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.
"В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться", - передает Би-би-си.
Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов. Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким. Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?
Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.
Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму. Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:
- Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
- Строго запрещаются любые наказания.
- Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
- Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
- Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
- Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.
Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты - против родителей. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!» Вот воспоминания одной из учениц:
Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.
Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:
Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности... Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении. Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке...
Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук...
И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили.
История кажется грустной...
Комментарии (1):
К сожалению, такие тенденции идут в Россию, мы маленько отстаем, но мы на верном пути....