Фундаментальная ошибка атрибуции, или Двойной стандарт в оценке себя и других
Фундаментальная ошибка атрибуции - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.
"Ты нарочно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация..." - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"
Попробуйте ответить на такой вопрос: что за человек ваш преподаватель, один из самых популярных в вашем университете? Скорей всего, вы считаете его весьма общительным. Однако помните: ваше внимание сосредоточено на преподавателе в тот момент, когда он действует в определенном социальном контексте, требующем от него общения. Сам же преподаватель наблюдает за своим поведением в самых разных ситуациях: в аудитории, на собраниях, дома. «Я – разговорчивый?! – удивляется он. – Все зависит от ситуации. На занятиях и в компании близких друзей я действительно общительный человек. Но на разных собраниях и в незнакомых ситуациях я чувствую и веду себя достаточно скованно». Мы отчетливо осознаем, как наше поведение меняется в зависимости от ситуации, поэтому видим себя не такими «однозначными», как нас воспринимают другие: «Александр – взвинченный, Наталья – уравновешенная. А я – как когда». Фундаментальная ошибка атрибуции присуща всем культурам, однако выходцы из стран Восточной Азии несколько более чувствительны к роли ситуации и, как следствие, менее склонны считать поведение окружающих проявлением их личностных качеств.
Отчасти фундаментальная ошибка атрибуции является следствием того, что в центре нашего внимания, когда мы наблюдаем за чьим-либо поведением, оказывается человек, а ситуация становится относительно невидима. Когда же мы действуем сами, наше внимание сосредоточено на ситуации: мы реагируем на нее, и она становится более ясной. Этим и объясняется тот факт, что мы более чувствительны к влиянию ситуации на нас самих, чем на окружающих.(Из книги Д. Майерс "Социальная психология")
Двойной стандарт - обычный для массовой личности способ поднять себе самооценку:
- свои намерения приукрашивать, представлять в выгодном для себя свете, либо судить себя не (неудачным) поступкам, а по (благим) намерениям.
- намерения других видеть через негативную призму, либо судить о не по их (добрым) намерениям, а по (дурным) поступкам.