Формат общения со Старшими
Формат общения с родителями, руководителями, старшими по воинскому званию, судьей предполагает выражение к ним уважения. В частности, это означает требования:
- Соблюдение субординации, подчинение распоряжениям старших по званию или должности.
- Не кривляться, когда отвечаешь родителям, руководителю или старшему по званию.
- Не перебивать старшего по званию или руководителя, когда он формулирует распоряжение. Повторить, как понял распоряжение руководителя.
- Вставать, когда разговариваешь со старшим по званию. Аналогично в суде, когда входит судья.
- Формат общения со Старшими нередко предполагает обязательную форму обращения. Не «Дядька», а «Товарищ капитан второго ранга», не «Мой дорогой Бонапарт», а «Сир» («Мой господин»).
Если со Старшими кто-то ведет себя неподобающе, то Старший может сразу дать инструкцию, как вести себя следует.
Отношения родителей и детей одновременно и не сводятся к инструкциям, и без инструкций невозможны. Инструкции — один из естественных и необходимых элементов в общении родителей с детьми. Простые и четкие инструкции нужно в отношениях с маленьким ребенком, который не понимает сложных вещей и витиеватых обращений; понятные инструкции будут очень полезны, когда ребенок с вашей помощью осваивает любое новое дело или хотя бы в первый раз делает трудное упражнение из домашнего задания; твердые инструкции даются родителям ребенку, когда ребенок пробует не послушаться родителей, пока те обращаются к нему мягким образом.
Чем четче и спокойнее (без крика и возмущения) дается инструкция, тем с большей вероятностью она будет понята и выполнена. Если не сработало сразу — можно повторить еще раз, так же спокойно и еще более раздельно, внимательно глядя в глаза.
Если вдруг и это не сработало (бывает крайне редко), это уже объявление войны со всеми вытекающими. Или вы просто имеете дело с бестолковым, который не понимает ничего. Таких можно обойти стороной, как обходят стул или бешеную собаку.
В семьях, где дети приучены уважать родителей, дети выполняют поручения родителей так же, как сотрудники выполняют поручения шефа. А именно:
Когда шеф дает задание, сотрудник не спрашивает «А почему я? Почему мне?», а внимательно выслушивает, что нужно сделать, и уточняет детали. Если сотрудник не согласен с распоряжением шефа, он может перед выполнением спросить разрешения выразить свое мнение по этому поводу.
Порученное выполняется как следует и в срок. Если возникли затруднения, сотрудник не расстраивается и не бросает дело, а ставит шефа о происходящем в известность и далее действует по новым указаниям.
Порученный вопрос должен быть закрыт, то есть об исполнении руководству должно быть доложено и получено подтверждение о том, что сделано все и так, как следует. Форма такого вопроса не «Ну, все?», а «Нужно ли сделать что-то еще? Могу ли я помочь чем-то еще?»
Безусловный приоритет разговора со Старшим перед разговором с равными. Если к сотруднику обращается шеф, сотрудник не отвлекается на разговоры с коллегами или звонки из дома. Если к ребенку обращается отец или мать, ребенок не отвлекается на вопросы и разговоры с братом или сестрой, пока родители не завершат свой разговор с ним.
Если шеф недоволен действиями сотрудника, сотрудник не обсуждает поведение шефа, а уточняет, что и как на будущее делать следует. Если старший недоволен младшим, младший не обижается и не переубеждает старшего, а расспрашивает, в чем причина, исправляет ситуацию и делает выводы на будущее. Если родители недовольны реакцией сына или дочери, сын или дочь не выражают ни расстройство, ни недовольное удивление типа «Предки, вы чего?», а внимательно выслушивают суть претензии, приносят извинения и делают что следует.