Что такое — поступок? От героизма до глупости
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Поступок — достойное действие, выбранное намеренно и свободно перед лицом трудных обстоятельств. Поступок может быть как действием, так и (когда-то бездействием), поступком может быть сказанное слово или принятое решение, поступок может быть выражен в жесте — в любой форме, которая станет значимой для окружающих. Главное то, что за свой поступок человеку приходится платить, иногда очень дорого, но человек к этому — готов.
Поступки бывают небольшими, незаметными и естественными — когда человек каждый день встает рано, делает зарядку (даже если не хочется). обливается холодной водой, завтракает чем следует, а не как попало, успевает на работу — и на работе занимается делом, а не развлечениями, работает честно. А вечером — торопится к семье, тут тоже не просиживает диван, а занят то ли делами, то ли близкими людьми: помогает им, радует их, разбирается с их проблемами, воспитывает... Зря не ругается, обычно солнечный, хотя устает, а чтобы быть все-таки бодрым, ложится — вовремя!
Поступки бывают серьезными, трудными и заметными для многих: такое бывает, когда человек отстаивает свои принципы и вынужден противоречить общепринятым нормам и правилам. Поступком, а иногда и подвигом, нередко оказывается действие, где человек рискует значимыми для него вещами, а то и прямо их теряет. Отдать большую часть своего состояния на дело, которое тебе дорого; поступить честно и поставить крест на своей карьере; отдать свою жизнь за жизнь другого человека — в таких поступках человек проявляет себя как Человека с большой буквы, утверждает себя как Личность.
Не стоит от себя бежать,
глаза потупив…
Поступки надо совершать!
Одни поступки!
Поступок — в трусе разбудить
замах героя.
Поступок — жить,
не затвердив чужие роли.
Поступок — быть собой в дыму
и клятве пылкой.
Поступок — вопреки всему
молчать под пыткой!
Поступок — много долгих дней
гореть, а после
порвать поэму, если в ней
хоть капля позы.
Прикажет время зубы сжать —
не протестуйте.
Поступки надо совершать!
Одни поступки!
И кровь твоя через ничто,
дымясь, проступит…
Ведь если жизнь — поступок,
то и смерть — поступок.
Р. Рождественский
Януш Корчак воспитывал в трудные военные годы 200 сирот. Он не просто обеспечивал им жизнь — он дарил им жизнь сильную, яркую — он делал их людьми. И он же не бросил их одних на страшном пути в Треблинку. Его подвиг не звенел громко, это был подвиг каждого дня, который доказывал, что «добра в мире все же больше, чем зла». Навстречу смерти он и его дети вышли под зеленым знаменем короля Матиуша. В своем дневнике он писал: «Варшава — моя, и я — ее. Скажу больше: я — это она. Мне сказал один мальчик, покидая Дом Сирот: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду. Не знал бы, что на свете есть правда».
Именно в поступках проявляется и формируется личность человека.
Однако не все красивые и возвышенные поступки — умные поступки. Импульсивный поступок бывает красив, однако всегда больше ценится поступки обдуманные, когда человек перед трудным решением взвесил все важные обстоятельства, учел возможные последствия — и только после этого сделал то, что решил, наилучшим образом: тогда и так, как запланировал.
К красивым и необдуманным поступкам склонны Романтики, для которых важнее не реальный результат, а чистота помыслов и возвышенность мотивов. Их поступки нередко характеризуют настоящую высоту личности и одновременно проявляют недалекость ума, а то и социальную безответственность.
Многие поступки, которые оцениваются как поступки самой высокой пробы, которые характеризуют настоящую высоту личности, одновременно могут быть социально неответственными, поступками Романтика.
Мюнхгаузен готов взорвать полгорода, убить себя, лишить любимого мужа свою Марту, которая только-только его снова обрела — только чтобы сохранить верность своим принципам «Я никогда не вру».
Януш Корчак мог остаться в живых (ему это несколько раз предлагали), но отказался оставить детей, которых нацисты отправили в Маутхаузен, и погиб вместе с ними в газовой камере. Его можно понять — безмерная усталость от подвига каждый день, но по факту он сбежал от своей работы.
Можно по разному оценивать конкретные поступки конкретных людей, но нужно признать: высота поступка вполне может сочетаться с его кривой направленностью.
Зачем же Романтики совершают красивые подвиги?
Во-первых, они их совершают обычно не «Зачем», не «Для того, чтобы», а «Потому что». Не все люди привыкли внимательно просчитывать последствия, проще поступить в соответствии со своими принципами — и только. С другой стороны, в даже казалось бы бессмысленных красивых поступках есть свой нравственный смысл: сильный поступок — это всегда повод задуматься для многих окружающих. Это взрыв шаблонов, вызов жизни и миру, вызов существующим устоям, протест против них с подтекстом: «Задумайтесь! Жизнь должна быть другой, лучше, красивее, добрее!»
Наверное, для того и снимают фильмы про большие и светлые подвиги. Они своей пронзительностью, благородством дотягиваются до души и будят ее. Дети с зеленым флагом Матиуша, гордо шествующие в свой последний путь и их учитель впереди — мало кого это не зацепит, а раз зацепит — значит заставит задуматься. Побольше бы нам таких фильмов, чтобы мы чаще учились у этих ярких персонажей их силе и смелости.
А дальше — труднее. Дальше — нужно учиться думать. Возможно, ваш яркий поступок заставит обратит на себя внимание, многие задумаются: а что дальше? Если действительно есть желание не только доказать всем, что они ленивые глупцы и сволочи, а объяснить, как жить правильно, воспитать и научить — то такую задачу подвиги Романтика не решают. Выстраивать жизнь труднее, чем красиво умереть, но именно это — выбор Творца.
Комментарии (7):
про Януша Корчака: такого чистого, теоретического выбора "идти в крематорий за детьми или остаться в живых и продолжать работу" у него не было. Жизнь сложнее. Эпизод первый: фашистские войска приближаются к Польше. Доктору предлагают бежать за границу. Спасать свою жизнь, бросив на произвол судьбы Дело своей жизни - Дом сирот, несколько сотен детей. Выбор, кажется, очевиден. Эпизод второй: в 1940 году евреев перемещают на территорию гетто. Доктора с его воспитанниками - тоже. Жизнь в гетто становится всё сложнее. В этот момент доктору следовало бы совершить "рациональный поступок" и бежать, бросив детей на гибель? Без его помощи они точно бы не выжили. Эпизод третий: детей готовят к перевозке в лагерь. Никто не говорит "убивать", естественно. В защиту Корчака развертывается кампания в скандинавской прессе, на фашистов оказали давление - Корчаку предлагают остаться (видимо, в гетто). Он настаивает: "только вместе с детьми". Это последняя возможность их спасти. Зря он ее использовал?
Еще одно соображение: Николай Иванович предлагает подумать, совершая подвиг, а не глупец ли ты.
На десятки идеалистов и героев, которым следует задуматься, как они принесут больше пользы людям, приходится тысячи (миллионы?) людей, которые малодушно ухватятся за мысль "быть рациональными". Упрек, брошенный Янушу Корчаку, дает возможность любому трусу объяснять своё бездействие тем, что он не хочет быть глупцом. Поэтому, действие статьи оцениваю как вредное.
Считаю, что Корчакне сбежал с работы, а как раз наоборот: выполнил свою работу до конца, не стал предателем в глазах 200 детей.
Порой подвиг одного романтика намного эффективнее воспитания и поучения творца. Всё от ситуации: подвиг тоже может быть элементом воспитания, объяснения либо поучения.