Человек-организм и человек-личность
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В соответствии со взглядами синтон-подхода, во взаимодействии с внешним миром человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
Основная разница этих двух способов бытия — в том, что для человека как личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле — внутренние чувства и эмоции.
На работе, где включать голову является частью трудового функционала, а волю заменяют инструкции и распоряжения руководства, разница между человеком-личностью и человеком-организма может быть незаметна. Она проявляется тогда, когда люди выходят из учреждения, когда начинается личная жизнь. Если человек, оказавшись на воле, начинает руководствоваться не своим разумом, а чувствами и эмоциями, это образ жизни организма.
Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас — глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя... Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это — образ жизни человека-личности.
У каждого из нас есть организм, и каждому из нас, как организму, нужно есть и спать. Это реальность, и необходимость удовлетворять свои физические потребности еще не делает человека организмом. Человек начинает жить, как организм, если он живет только своими потребностями, чувствами и ощущениями, не думая, не используя свой разум, а то и заглушая его голос.
Организм есть у каждого человека, но человек может принять образ жизни организма и жить, как организм. Даун — это только организм. Ваш сосед, нормальный потребитель пива и любитель футбола, не даун, но живет, как организм. Это не его биология, это его способ жизни, когда-то личный выбор, но чаще — результат складывающихся обстоятельств.
Трудно стать личностью, когда не знаешь о такой возможности, когда вокруг тебя все живут, как организмы и все настаивают на том, что правильно жить — как все... Но кто-то образ жизни организма выбирает, как более легкий, тем более, что это не сложно. Когда человек отождествляет себя с организмом или подчиняет себя организму, он очень быстро становится только организмом и скоро забывает о возможности быть личностью.
Если мы живем, как организм, бытие человеком нас тяготит, мы торопимся вернуться к своему нормальному существованию организма. Если мы живем, как личность, то для нас не зазорно когда-то побыть и организмом, но только — когда-то. Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть!
Подробнее смотри статьи: Человек-организм и Человек-личность.
В настоящее время в литературе и на тренингах, так или иначе описывая свое видение человека, психологи чаще всего заботятся о том, чтобы быть понятыми, чтобы их читатели узнали себя в их описаниях. В результате портретом человека оказывается организм, колыхаемый эмоциями и движимый потребностями. В таком описании обычно подчеркивается роль чувств и внушается недоверие к разуму, который только оправдывает иррациональные и вовсе не высокие человеческие стремления.
Как к этому относиться? Нужно признать, что такое описание реалистично, это во многом правда. При этом нельзя забывать, что представление человека в психологической литературе не только отражает реальность, но и формирует ее. Картина того, как живет человек, выполняет не только описательно-презентативную, но и нормативную функцию. Описывая человека в статусе организма, мы вольно или невольно внушаем людям не самые высокие жизненные образцы. Рассказывая людям о жизни в статусе личности, мы помогает людям жить в статусе личности, жить — людьми.
Комментарии (11):
У Евреев есть такое понятие - гой. Это животное в образе человека. Очень многие люди и живут как животные - страстями, эмоциями и инстинктами. Это база, основа. Но печально, когда ей человек и ограничивается. Тогда он мало чем отличается от любого другого животного - собаки или кота, например. Я очень люблю и собак и котов и животных и людей. Однако же было бы крайне грустно видеть любого человека на уровне собаки...
Это правда, Личность начинается с разума. Но есть и другая правда. Недавно прочитала книгу популярного отечественного психиатра, где излагаются взгляды чистого разума, без всякой примеси чувств. Предлагается признать, наконец, что все люди по умолчанию эгоисты, просто одни всем врут, что они не эгоисты, вторые врут не только всем, но ещё и себе (самообман), и только третьи честно признают свой эгоизм, и признаются, что в конечном итоге имеет пользу лишь забота о себе, а все нравственные ценности, этика и мораль это ложь и иллюзии, любовь, дружба тем более, лучшие высшие чувства человека, высокие устремления, всё навязано ханжеской социальной машиной то ли в своих интересах, то ли от "балды". Не честнее ли будет признаться всем в своём эгоизме и существовать в режиме взаимовыгодного сотрудничества и сделки, как в бизнесе, убрав ненужные эмоции и самообман? - вопрошает автор. Никаких чувств, чистый интеллект, только выгода и польза себе. Чтобы сомнений в прочитанном не возникло, в начале книги сразу оговаривается, что если хочешь знать правду - читай и верь в написанное (для убедительности приводятся доказательства - разные соцэксперименты), не веришь значит желаешь пребывать в иллюзиях, внушенных тебе соцмашиной... Кем является такой человек, лишённый всего человеческого и как следствие не испытывающий даже благодарности к "соцмашине"? Его не назовёшь человеком-организмом, живущим чувствами, желаниями, телом. Он ведёт ЗОЖ, ведь это выгодно и приносит пользу. Кто это? Человек - робот?